Первая мысль о благотворительной помощи у Алексея Мошковича возникла после того как он прочитал о фонде «Детские сердца». Он занимался бизнесом, постоянно читал газету «Коммерсант», и в одном номере была статья о девочке, которой нужна была операция на сердце. Он помог фонду и периодически стал жертвовать туда деньги. Спустя много лет, когда Алексея уже не было, эта девочка написала в фонд письмо, где благодарила его за свое здоровье. Мы это письмо до сих пор храним. Это было очень трогательно: ей было уже лет семнадцать, она узнала у Кати Бермант (фонд «Детские сердца». — Прим. ред.) имя человека, который ей помог, нашла наш фонд и написала.
И вот он [Алексей] помогал-помогал другим фондам, а потом подумал, что может создать что-то свое. На тот момент он уже пришел в церковь [воцерковился] и попросил благословения у своего духовного отца на создание фонда. Но тот отказал. Алексей долго ходил и несколько раз получал отказ — потому что это серьезное служение, ты берешь ответственность не только за свою семью, которая разрастается (у Натальи и Алексея пятеро детей. — Прим. ред.), но еще и за других людей, других детей. В какой-то момент настойчивость Алексея и нужные доводы принесли свои плоды, и духовный отец его благословил.
И вот в 2007 году было принято решение о создании фонда под первоначальным названием «Семья. Традиции. Милосердие». Потом появилось название «Жизнь как чудо».
С того момента Алексей занимался бизнесом для того, чтобы у фонда были некие возможности. Фонд стал делом его жизни. Всех своих друзей, знакомых, партнеров он привлекал к благотворительности. Уже когда директором стала Настя [Черепанова], он мог ей среди ночи позвонить и сказать: «Не забудьте позвонить тому-то, а вот вам еще один контакт, и еще я подумал о такой идее…»
Вся его душа и сердце принадлежали фонду. В любых ситуациях, на любых встречах, в любого уровня кабинетах он говорил о благотворительности. У нас тогда были маленькие дети, и я даже как-то говорила: «Ты фонду уделяешь больше времени, чем нам». Но видно было, что он этим горел, и это было очень органично и для нас, и для него. Мы с детьми тоже традиционно пекли печенье для «Душевного Bazar’а» или другой рождественской ярмарки, и эта традиция у нас осталась.
Идеи Алексея на тот момент казались нереальными и новаторскими. К тому, что он не успел реализовать, более крупные фонды пришли значительно позже. Например это пожертвования с банковской карты, которые можно совершить вместе с какими-то платежами. Допустим, вы что-то покупаете, а сдачу отправляете в фонд. (Технологии «округления» платежей, когда остаток уходит на благотворительность, стали популярными в период пандемии 2020 года. Их стали использовать не только отдельные магазины-партнеры фондов, но и крупные игроки, например агрегаторы такси. — Прим. ред.).
Еще у него была идея обучения профессиональной работе в благотворительности. Позже фонд «Друзья» реализовал такую же идею и создал Московскую школу профессиональной филантропии, где училась в том числе наша Настя. Алексей обдумывал и идею смс-пожертвований. Это всё рождалось с нуля: за столом, в общении, в обсуждениях…
Когда не стало Алексея, я вошла в совет фонда. Это было совершенно естественным. Было понятно, что фонд должен продолжать работать, и у меня не было даже сомнений, что Алексей в Царствии Небесном будет помогать. Так происходит, и я думаю, что в фонде это ни для кого не секрет. Моя миссия в «Жизнь как чудо» — поддержка и помощь команде сотрудников, которые работают и разбираются в теме гораздо лучше меня. Я могу ездить на встречи и с кем-то говорить о партнерстве. Могу поддерживать сотрудников и директора, когда им морально тяжело (или сама звоню им, когда поддержка нужна мне).
Я мать, и для меня главное, что есть в жизни, — это дети. Поэтому я и принимаю участие в работе фонда: мне важно не просто жить на белом свете, а делать дело, которое спасает детей. И, конечно, меня греет, что дело продолжается, что это всё было не зря. У меня нет амбиций по поводу того, что его создал именно мой муж, — важно, чтобы фонд работал.
Мне хотелось бы, чтобы человек, заходящий на наш сайт, знал, что ему помогут. Его не бросят, примут, сориентируют и направят. А если это будет человек, сам способный помогать, — то мы хотим ему сказать, что помогать легко. И помощь дойдет до адресата.