В 2021 году в России было сделано 2 318 трансплантаций жизненно важных органов: сердца, печени, почки и легких. С каждым годом эта цифра растет. Потребность в операциях достаточно велика — в лист ожидания ежегодно попадают сотни людей. Поскольку тема деликатная, вокруг нее всегда возникало много неоправданных мифов. Развеять их помогает проект «100 вопросов трансплантологу». В этом году ему исполнилось два года. Время узнать, как живет и развивается проект. Поговорим об этом с главным трансплантологом Минздрава России, академиком РАН Сергеем Владимировичем Готье.
Для кого создан проект и насколько он важен?
Изначально проект создан для того, чтобы вопросы трансплантации и донорства стали более понятны обществу. Причем сейчас я говорю не только о пациентах трансплантологических учреждений, донорах и реципиентах, но и об общественности в целом, включая профессиональное сообщество: медиков из непрофильных учреждений, специалистов из регионов, которые работают с нашими пациентами. Ведь чем больше мы говорим о вопросах трансплантологии, тем понятнее и доступнее становится эта информация. Как показывает мировая и национальная история развития любой науки, мы всегда испытываем дефицит достоверной информации. А это может вызывать определенный скепсис. Чтобы рассказать, как все устроено, чтобы этот скепсис устранить и дать понимание, что все, что делается, делается правильно и на благо людей, и был создан этот проект.
Почему именно 100 вопросов?
«100 вопросов» — это общее название. Ведь чем больше человек изучает, тем больше он интересуется. И наоборот. Когда возникают вопросы и желание понять, когда есть возможность спросить и получить экспертный ответ с примерами и фактами, это позволяет сформировать уже какое-то компетентное мнение. Так что я надеюсь, что проект будет расширяться.
За время существования проекта каким был самый интересный/пугающий вопрос?
Появляется много вопросов, которые мы часто встречаем в практике: интересных для широкой группы пациентов. Это наиболее полезная группа вопросов, потому что мы можем дать четкий ответ и помочь человеку скоординировать дальнейшие действия, направить, подсказать, где найти полезную информацию. Пугающих вопросов я не помню, но встречаются вопросы попросту дурацкие – иначе не скажешь. Вот они, наверное, не пугают, но обескураживают просто тем, насколько далеки от реалий. Как правило, такие вопросы формируются потому, что человек поверхностно почерпнул информацию из недостоверных источников. «Сказки» про продажу органов или художественные кинофильмы, к сожалению, иногда воспринимаются всерьез.
С чем, по вашему мнению, связано ложное представление о трансплантологии.
Я не понимаю, что такое ложное представление о трансплантологии. Существует определенный дефицит информированности. Он укрепляется, к сожалению, когда люди прислушиваются к тем, кто далек от понимания процессов отрасли, и отключают критическое мышление.
Стали люди более осведомлены в вопросах трансплантологии?
Конечно, безусловно. Мы наблюдаем это постоянно на протяжении последних нескольких лет. Стали более доступны для понимания вопросы посмертного донорства, вопрос родственного донорства (единственной реализуемой формы прижизненного донорства в России) и вопросы получения трансплантологической помощи. Для тех, кому интересно разобраться в теме, для пациентов, у которых возникает необходимость в трансплантации, мы стараемся предоставить максимальное количество полезной информации: на сайте, в социальных сетях. Много интересных проектов сейчас реализуется совместно с благотворительными фондами и представителями пациентских сообществ. Чем больше достоверной информации появляется в открытом доступе, тем лучше это для отрасли. И мы видим, что в последнее время все больше пациентов приходят к нам изучив эту информацию, будучи подготовленными. Нам не приходится открывать для них этот «новый непонятный мир», как это было раньше. Это люди, уже имеющие определенное представление о теме, и мы можем разговаривать на равных.
Как развивается проект?
В данный момент наши ожидания от проекта оправдываются, и он имеет определенную популярность. Тема продолжает быть интересной, и мы часто слышим от пациентов, что они изучали ее перед тем, как попасть в наше учреждение. Многие находят в «100 вопросов трансплантологу» именно то, что волновало их больше всего.
Задать свой вопрос о трансплантологии можно на странице проекта.